История храма

История Михаило-Архангельского храма в селе Царевка.

Царевка — одно из самых близких к Котовску поселений. Когда-то большая деревня с огромными полями, сейчас переживает второе рождение. Здесь строятся добротные дома, открываются фермерские хозяйства. Особенно шумно здесь летом. Множество дачников из Котовска и Тамбова съезжаются в это красивейшее место. Их, как и много лет назад, встречают лес, река и храм, над которым невидимо распростер свои крылья Архангел Михаил. Говорят, что в атеистические времена этот храм был единственным действующим в округе и сюда по бездорожью стремились жители окрестных мест крестить своих детей, исповедаться, причаститься и просто помолиться. Посещая этот храм, невольно задумываешься, как он смог пережить годы репрессий, и не пострадать? Как жили люди, сумевшие сохранить этот храм до наших дней? Беседуя с жителями села Царевка, города Котовска и прихожанами храма, мы поняли, что история сельского храма и самого села интересна всем, кто хоть раз побывал там. Коренные жители села Царевки – старожилы  уходят из жизни, вместе с необыкновенно интересной историей этого села, с ее традициями и событиями,  неразрывно связанными с православным храмом, уносящегося своим куполом в облака к Царю Небесному. А начиналось все в царствование  царя земного, ни много ни мало, а самого Петра Великого.

Царевка – земля царева

Впервые мы находим упоминание о Царевке в документах второй ревизской сказки 1745 года. Из описей следует, что в селе в это время проживали в 14 домах однодворцы Иван Пашков, Селиван Стукалов, Иван Кузнецов, Антон Новиков, Игнат Мещеряков, Данил Квашини другие. Одновременно здесь числились 35 бывших крепостных князя Меньшикова. Скорее всего, оно основано во втором десятилетии XVIII века князем Александром Даниловичем Меньшиковым, где он поселил крепостных крестьян, купленных им в разных уездах России и Украины, а также однодворцами.

После опалы Меньшикова,  принадлежавшая ему земля и крепостные крестьяне, поступили в ведение царского двора. Быть может, поэтому село и называется Царевкой.

Без Бога не до порога

Каждое русское поселение начинало свое существование  с постройки деревянных домов для себя, для своей семьи. Но был дом, который строили всем миром и это дом Божий – Храм. В Царевке уже в 1743году стояла церковь, построенная  дворянином господином Шимовым. Источником недорогого строительного материала служил местный лес. «Архитектура храма была непритязательной и простой: восьмерик на четверике, шатровые кровли и разнообразные украшения – деревянные резные кокошники и резное узорочье на карнизах и наличниках. Русских мастеровых всегда отличало умение найти наиболее живописное выгодное место для храма: на взгорье, у реки», на просторной сельской площади. Церковь можно было увидеть издалека. Но была она без отопления, престол один во имя Архангела Михаила.

Новый храм на старом месте

Более полутора веков простояла Архангельская церковь, но трагическая участь многих деревянных церквей того времени постигла и ее — она сгорела. Но многие иконы удалось спасти. Некоторые из них и сейчас являются немыми свидетелями того страшного события. Сильно обгорели иконы Тихвинской Божьей Матери, Георгия Победоносца. Иконы Спасителя и покровителей благодетелей храма тоже со следами пожара. Неизвестно какие еще  иконы и церковная утварь сохранилась, но зато достоверно известно, что уже в 1898 году (по другим источникам в 1900 году) на месте прежней, сгоревшей церкви красовался новый храм, освященный в честь своего покровителя Архангела Михаила. И, наверное, как возле монастырей появлялись поселения, а затем и города, так и возле Михаило-Архангельской церкви  деревенская жизнь кипела, увеличивалось население, появлялись новые  дома, и в 322 дворах проживало к тому времени 1196 мужчин и 1226 женщин. В приходе состояли не только жители села  Царевка, прихожанами Архангельского храма являлись крестьяне села Старчики, а это 189 дворов, в которых проживали 483 мужчины и 504 женщины и трех мелких хуторов, два из которых, находились рядом с церковью, а третий — в пяти верстах от нее. Штат храма насчитывал трех человек: священник, дьякон и псаломщик. Все они получали казенное годовое  пособие: священник 300 рублей, дьякон – 150, а псаломщик 100 рублей. Помимо этого, в одном месте, возле села притч имел 37 десятин полевой земли, из них 4 десятины неудобной. Эта земля тоже давала годовой доход 10-12 рублей с десятины. Дома у членов притча были собственные. В Царевке существовала церковно-приходская школа, а в деревне Старчики – земская, одноклассная. Имелось и церковно-приходское попечительство.

Без Царя во главе

После революции жизнь в деревне изменилась, создавались колхозы. В 1921 году в стране начался голод, от которого в нашей области умерло 754 человека. Царевка тоже голодала (умерло два человека). Церковно-приходская школа закрылась. Напротив церкви расположилась школа, где обучение было с первого по четвертый класс.

Наличие церкви в селе накладывало отпечаток на нравственный облик ее жителей, на обычаи и традиции, существовавшие в деревне. «Когда я была маленькой, вспоминает Татьяна Тимофеевна Белевитина,  (уроженка села Царевка, 1927 года рождения) во всех селах все были верующими, постились. Даже детям в пост не давали скоромного. И матов я никогда не слышала. Тогда этого не было, не было матов, при детях не ругались.  А на масленицу зимой взрослые веселились вместе с детьми. Запрягались в санки, катали друг друга, валялись в снегу. Снега много было, мороз. Летом в хорошую погоду взрослые играли и в лапту, и в свечи. В каждой семье читали вечернее и утреннее правило и детей ставили на молитву. Перед едой и после — тоже молились. Когда в дом заходили обязательно крестились на икону. Молитвы Отче наш и Богородицу знали наизусть».

До 1937 года в Михайло-Архангельском храме служил отец Валентин,  матушку его звали Нина. Своих детей у них не было, и он с особенной теплотой относился к ребятишкам, прибегающим в храм на службу. Заботился, старался поставить их так, чтобы им ножки не отдавили, ходили-то босиком. А после службы угощал, раздавал «пятачки».

Ограда церковная охватывала большую площадь, чем теперь, но не доходила до нынешней трапезной (бывшего магазина). В этой стороне располагалось небольшое кладбище, весной оно расцветало гроздями сирени и черемухи. На нем были захоронения наиболее уважаемых и заслуженных людей, священников и помещиков. К тридцатым годам старожилы деревни помнят, что там находилось приблизительно 5 могил. Они были скромными, но поддерживались в порядке, обновлялись кресты, ремонтировалась ограда вокруг храма.

Рядом с церковью тоже были  захоронения. Здесь упокоились дочери помещика Алехина – они умерли рано и были девицами. Их захоронения были обозначены тяжелыми железными плитами с выгравированными именами.  Церковь не отапливалась, и зимой холод был просто невыносимый, электричества не было. Освещалась она свечами и керосиновыми лампами. Небольшое паникадило с электрическими лампочками, было предназначено для свечей. Зажигали их перед службой, поднимаясь на стремянку.

В тридцатые годы  Советская власть усилила антирелигиозную пропаганду в стране. Начались репрессии на священнослужителей. Зимой, ночью, (очевидно, прячась и остерегаясь недовольства народа) в сильнейший мороз к дому отца Валентина подъехала повозка. Батюшку увезли и больше в селе его никто не  видел. Через некоторое время и матушку Нину постигла та же участь. Но так как ей разрешили взять с собой личное имущество односельчане сделали вывод, что ее отправили на родину.

После ареста священника, в 1937 году церковь закрыли на ключ и отдали его председателю колхоза. Однако, многочисленное население села оставались христианами не только на словах. Жители Царевки бесстрашно вели себя в это тяжелое для верующих время: постоянно писали ходатайства с просьбой открыть церковь. Проходя мимо уже закрытого храма, крестились, кланялись. И когда на страстной седмице в клуб приехала художественная самодеятельность царевские мужики разогнали всех артистов: где это видано, чтобы в пост, да еще на страстной седмице песни петь, да плясать?!

Как спасали церковь

В 1941 году началась Великая Отечественная война. «Все для фронта, все для победы!» —  под таким лозунгом жила вся страна. Железные плиты с захоронений в Царевской церкви и колокола с колокольни были сняты и  пошли на переплавку. Саму же церковь, на заседании сельсовета, которое проходило в селе Знаменка, постановили взорвать. Однако, сразу же после окончания заседания, председатель сельсовета поехала в Царевку и предупредила председателя колхоза Серафима Сорокина о  принятом решении. Нужно было как-то спасать храм, но времени оставалось очень мало. Председатель принимает единственное, верное решение – засыпать храм семенным зерном, сделать из него зернохранилище. Спасать храм собрались все трудоспособные жители Царевки. Нижний ярус иконостаса разобрали по домам. Ток был в районе «Марса» (это приблизительно 1,5 километра от церкви),  оттуда зерно на телегах возили в церковь. Работали дружно: кто в мешки засыпал зерно, кто грузил на телеги, кто, сколько мог, нес сам. Работали даже дети, выбирая себе ношу по силам. Утром к приезду комиссии весь храм был засыпан зерном, а в притворе стояли шерсточесалки и веялки. Председатель объяснил возмущенным членам комиссии, что в колхозе нет зернохранилища, а люди работают для фронта «…все для победы».

Открытие церкви

В то, что храм в Царевке будет открыт, ни секунды не сомневалась, и других убеждала Иконникова Уляша — так звали ее односельчане. Когда церковь работала, она пекла просфоры, помогала батюшке в храме. Когда же храм закрыли, она неустанно собирала подписи, писала ходатайства в область. Видя, что ничего не помогает, Уляша собралась в Москву. Война подходила к концу, люди жили очень бедно и чтобы собрать деньги ей на дорогу жители села отдавали последние крохи. Кто не имел за душой ни копейки, тоже не хотел оставаться в стороне — жертвовали яйца, их продавали и таким образом набралась нужная сумма. «Как же ты поедешь одна? Как найдешь куда обращаться?!» — удивлялись односельчане. «Ничего, Господь поможет, подскажет» — отвечала она. И действительно, у нее все получилось! Прошение об открытии церкви было принято и успокоенная Уляша приехала домой. Оставалось только ждать решения Москвы. О том, что открыть церковь разрешили, царевские жители узнали на общем собрании села, где председатель сельсовета зачитал долгожданную телеграмму из Москвы. Сколько было радости! Вскоре прислали священника. Отмывали и украшали храм всем миром, возвратились на свои места иконы. А вскоре и война закончилась.

Отец Петр

«В храме все было очень красиво–вспоминает Татьяна Николаевна Овечкина – время было послевоенное, и люди жили бедно, а в церкви все было деревянное узорчатое, иконы были украшены полотенцами, вышитыми разноцветными камнями и  бусинками.  С 1954 года в Царевке служил иерей Петр Прокопьевич Елисеев. Он каждого ребенка знал по имени, из какой семьи, и какой у них достаток. Часто, совершая требы, вместо того, чтобы принять плату, сам оставлял хозяевам деньги или продукты. Церковь всегда была переполнена людьми, особенно в праздничные дни. Отца Петра уважали, он десять лет провел в лагерях, но от Бога не отрекся. Как и его предшественники, отец Петр на Крещение, на Пасху и на Рождество обходил село, заходил в дома, кропил святой водой. Его ждали, готовились к его приходу».

Шестидесятые годы

Однако, атеистическая пропаганда сделала свое дело. В селе появляются антирелигиозные настроения, отсюда  свобода в словах и поступках: пьянство, мат, отказ детей от верующих родителей. Население Царевки постепенно уменьшается. Кладбище рядом с церковью зарастает, а потом и совсем исчезает. Советская власть зорко следит, чтобы коммунисты и комсомольцы в церковь не ходили, в праздники на подходах к церкви появляются кордоны из активистов, которые доносили начальству имена тех, кто нарушил запрет. Но Царь небесный не оставляет своего удела, отрезвляя и наставляя своих «подданных».

Старожилы рассказывают

История первая.

Как-то раз на ограде, которая окружала церковь, сидели трое мужчин и разговаривали, не стесняясь в выражениях. Один из них заметил, мол, возле церкви сидим, может не стоит матом ругаться. На что второй пошутил: «Ну да, а то Архангел Михаил на коне прискачет и накажет.  И в этот момент все трое увидели всадника на белом коне, который выскочил из храма, перелетел через головы матершинников и исчез. А мужчин раскидало в разные стороны: один оказался на «Баранских горах» и домой вернулся только в 5 часов утра, второй за речкой, а третий недалеко от церкви. Все трое бросили пить и ругаться.

История вторая

После войны время голодное было. У одной жительницы села, муж с фронта не вернулся,  детей кормить было нечем. От отчаяния женщина решила покончить жизнь самоубийством. Спустилась в погреб и стала воплощать задуманное – готовить веревку. Вдруг рядом появляется старичок и говорит: «Не делай этого, тебе помогут».  В страхе она вернулась в комнату. Тут же в дверь постучала соседка и принесла какие-то продукты, затем еще одна и еще… А старичка она узнала, это был Николай Чудотворец.

История третья

Эта история подтверждена рентгеновскими снимками. Произошла она  с Виталием Игнатьевичем, человеком верующим и работящим, однажды с ним случилась беда – перевернулась телега и придавила его. Недвижимого Виталия Игнатьевича  доставили в больницу, сделали рентгеновский снимок, который показал перелом позвоночника. Целую ночь провел он без сна, молился, даже обет дал, если выздоровеет, посвятить оставшуюся жизнь Богу. И на следующее утро произошло чудо. Повторный снимок показал, что перелома нет. Виталий Игнатьевич пошел на поправку. После этого события он стал первым помощником батюшки и ни одной службы не пропускал.

История четвертая

Дурнева Лидия Константиновна (жительница с. Царевка) во время войны работала на хлебозаводе. Время было голодное, и она попыталась пронести через проходную буханку хлеба, но попалась. Суд приговорил ее к работам в шахте Донецкой области, где она работала довольно продолжительное время. Там она получила увечье – вагонеткой ей отрезало три пальца на правой руке. Вернувшись, домой она до тридцати лет не могла выйти замуж. В таком возрасте, да еще с увечьем, и судимостью при поредевшей, в связи с войной, мужской составляющей населения, это не мудрено. Ей посоветовали: «Вышей полотенце на покровскую икону Божьей матери и отнеси в Царевский храм». Что она и сделала с молитвой, благоговением и верой в помощь Пресвятой Богородицы. Вскоре она вышла замуж.

По материалам исследовательского проекта Сусакова Андрея Михайловича, осуществленного под руководством педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Котовска Клюкиной Нины Анатольевны в 2013 году.